Семидесятые и восьмидесятые годы прошлого столетия – это эпоха расцвета персональных компьютеров. Модели умели воспроизводить код с различных носителей, а также позволяли владельцам самостоятельно упражняться в программировании. Не удивительно, что энтузиастов, создающих игровые шедевры, становилось больше с каждым годом.
Листая страницы истории
Если не считать приставки, то браузерные игры 70-80-х годов для компьютера преимущественно распространялись в виде открытого кода, публикуемого в периодических изданиях (Creative Computing) и книгах (Дэвид Ал «BASIC Computer Games»). На первые ПК от Apple, Commodore, Tandy дискеты, катриджи и кассеты свободно пересылали по почте.
События 70-х годов
Именно в 70-е появилась первая ММО — Multi-User Dungeon, признанная родоначальницей ныне столь популярных ММОРПГ. Сложно представить, что в те времена геймеры наслаждались шестицветными картинками и простейшими картами из простых геометрических фигур и специальных символов.
Не менее важным для игровой индустрии стал релиз проекта Rogue – в игрушке впервые использовались рандомно сгенерированные карты. Игроки по достоинству оценили непредсказуемость местоположения сокровищ и врагов, что делало прохождение интригующим и захватывающим.
Достижения 80-х
Один за другим появляются новые компьютеры – разработчики расширяют географию продаж, так что заграничные «Спектрумы» приходят даже в нашу страну. Весь мир захлестывает бум всеобщей компьютеризации – и на фоне этого процесса разработчики создают ряд «жанроопределяющих» продуктов, задавших направления развития игровой индустрии:
- Приключения с элементами экшена: яркий пример The Legend of Zelda – первый проект, смело сочетающий в себе головоломки и пазлы, игровую валюту, прокачку персонажа и смену экипировки. Кстати, популярная ММОРПГ Demon Slayer 3 также пошла по пути объединения развлечений разных элементов – помимо увлекательного сюжета и кровопролитных боёв игроков ждут фермерство, рыбалка, несколько ремёсел, строительство и управление цитаделью, а также настольные и карточные забавы.
- Платформеры: Prince of Persia сразу пришелся по душе благодаря революционной по тем временам анимации. Секрет прост – главный «создатель» легендарной игрушки копировал движения реального человека, оттого и игрушечный персонаж выглядел столь реалистично.
- РПГ: старт жанру дала Akalabeth, впоследствии ставшей родоначальницей вселенной Сегодня ярким примером ролевых продуктов называют проект Рождение Легенды – оживший мир древнегреческой мифологии. Прокачка персонажа, крафт снаряжения, интересные квесты – в игрушке воплотились все лучшие черты, присущие традиционным ролёвкам.
- Hack and slash — жанр стартовал с оригинального The Golden Axe, уже в те времена имевшего кооперативный режим, а также выбор уникальных классов с отличающимися навыками.
- Скролл-шутеры – знакомые стрелялки, отличающиеся движением экрана в горизонтальной или вертикальной плоскости. Жанр начался с Defender, а вот в Scramble впервые использовались отдельные уровни.
- Гонки – Turbo от Сеги порадовала видом от третьего лица, а в Pole Position впервые использовали имитацию трехмерного пространства.
- РТС – если говорить о стратегиях в реальном времени, то на ум приходит, конечно, Dune II. Вот только первой все же стала игрушка Herzog Zwei, которую отличала не только стратегическая, но и тактическая составляющая. Сегодня ярким представителем жанра назван Меч Короля Артура – проект, покоривший сердца миллионов геймеров. Баланс мирной экономики и военного ремесла, постоянные нападения соседей, регулярные эвенты – скучать не придётся!
- Стелс-игры – несмотря на обилие более ранних проектов, первым коммерчески успешным считается Metal Gear.
- Survival horror: Sweet Home научила геймеров бояться, а также решать множество загадок и головоломок не для прокачки героя, а ради его спасения от всяких жутких монстров.
Ностальгия бывает разной
Поиграть в классические игрушки прошлых лет можно в браузере – десятки тематических сайтов предлагают адаптированные варианты полюбившихся игр. Для них не нужно покупать приставки или скачивать специальные «проигрыватели» — достаточно кликнуть по названию в каталоге и начать играть.
Если же хочется развлечений с налётом старины, то рекомендуем обратить внимание на простые и незамысловатые проекты:
- Tic Tac Toe – крестики-нолики на пляже. Игрока ждут два вида поля (3х3 и 5х5), а также два уровня сложности.
- ГемоЛекшен – почти классическая головоломка в приятной графике. Разрывайте цепи, стройте комбинации и продвигайте красный шарик к заветным сокровищам.
- Необычный конструктор – почти как тетрис, только круче в разы. Отличная тренировка пространственного мышления!
- Найди выход! – отличная игрушка про перестановку ящиков и других препятствий. Почти как пятнашки, только с сюжетом и постепенным усложнением уровней.
Индустрия игр прошла огромный путь – сегодня в браузере играют в совершенно новые жанры. Например, симулятор рыбалки Let’s Fish – лет тридцать назад такого точно не было. Путешествия по миру, развитие навыков и подбор снаряжения, сложные локации и мировой рейтинг успешных рыбаков – это лишь малая часть удачных «находок» геймплея.